Содержание

INDIAN HISTORY

Долгий путь

М.В. Конкин

Данная статья есть ответ на откровенную несуразицу в фактах о миграции в Северную Америку, которые приводит в своем интервью д-р Стэнфорд, опубликованном в "Первых американцах", № 10, 2002.
На мой взгляд "революционная" теория, предложенная им, ничто иное, как желание представить себя и свое имя, не смотря даже на самый откровенный бред высказываемый им. Может, это и избитая мысль, но каждый должен заниматься своим делом. Последние десятилетия научный мир в целом занят не столько сбором фактов и разработкой теорий, сколько выяснением отношений и борьбой за свое место под солнцем. Потому к подобным высказываниям надо всегда относиться с большой осторожностью. Попытка решать все проблемы, в итоге ничего не решает, а еще больше усугубляет проблемы.
Я обращаюсь к тебе, жителю больших городов. Ты намного умнее, ты более обеспечен техникой, чем первобытный человек. Но задумайся на секунду о своей жизни не в глобальном масштабе, а в чисто житейском плане. Как она складывается практически. Работа, дом, походы к друзья, изредка выезд на природу. Складываются определенные связи, вырисовываются маршруты. На сколько редко ты отклоняешься от них? Новая работа, как и новые друзья, приводят к мало заметным изменениям в твоей "миграции". Даже "катаклизмы": пожар, наводнение, - недалеко отбрасывают тебя от насиженного места. А теперь представь себя на месте первобытного человека. Мир огромен и пуст. Ты идешь вперед, но не знаешь, что ждет тебя на следующей опушке леса, за следующим поворотом реки. Да и вряд ли человек думал о чем-то, заглядывая далеко вперед во времени. Может впереди ждало много еды, хороший ночлег, а может новые враги и смерть. Ты почти гол, твой скарб, как и скарб твоих сородичей, сведен до минимума. Все приходиться нести на себе, а от ловкости и подвижности зависит иногда поешь ты сегодня или ляжешь спать голодным.
Даже среди крупных ученых, почему-то принято считать первобытного челове-ка романтиком, этаким искателем приключений, который бегал по свету и искал землю обетованную. Мы смело рисуем карты, чертим на ней стрелочки через высокие горы, горячие пустыни, непроходимые болота, и при этом даже не задумываемся, что даже по современным меркам данные препятствия не всегда преодолимы. Древнего человека гнали вперед три вещи: голод, холод и чувство страха. Общий катаклизм только усугублял его положение, и ему становилось еще холодней и голодней.
Не знаю откуда антрополог д-р Стэнфорд черпал свои сведения, но давно уже счетчик времени освоения Северной Америки отодвинут на 30-35 тыс. лет назад. На территории Мексики следы пелеоиндейца датируются 18-23 тыс. лет до н.э. Хотя есть и ученые, которые ратуют за еще более ранее время - приблизительно около 60 тыс. лет назад, что само по себе очень спорно, так как при разговоре о заселении Америки в пределах 50-70 тыс. лет назад не уточняет видовой класс человека, а говорят просто об андроиде (человекоподобном).
Нельзя не отметить, что приведенные данные д-ром Стэнфордом об археологических открытиях в Южной Америке, не противоречат общему временному укладу. Вероятно, антрополог говорит о находках в долинах Чикомон и Пакасмайо, которые датируются 12 тыс. лет до н.э., и о Пунинском человеке того же периода. Так как данные находки были сделаны в начале нашего века их возраст вызывал споры, но сейчас, при современном развитии науки, возраст этих находок уже определен четко.
Хотелось бы отметить, что нельзя проблему рассматривать однобоко, только со стороны археологии. Данный вопрос требует всестороннего взгляда, как с позиции археологии, так и генетики, лингвистики, климатологии и т.д.
По мнению ученых Северная Америка выходцами из Сибири "заселялась" четырежды. Вторая волна "заселения" приблизительно относится к 20-14 тыс. лет назад. Что касается расовой принадлежности, то давно уже известно, что палеоиндейцы "ушли" из Сибири еще до того как там сложилась монголоидная раса и тем более до деления ее на различные ветви. Индейцы, конечно, несут многие ее признаки, но не являются ее чистым продуктом.
С точки зрения генетики индейцы близки нашим северным народам: кетам, нганасанам, отчасти чукчам. При этом крайне отличаются от представителей явно монголоидной расы: тувинцев, бурят, ненцев. Стоит отметить, что Западная Сибирь в 20-14 тыс. лет назад была закрыта ледником, и основной отток шел именно с восточного побережья, потому нет ничего странного, что индейцы похожи на японцев и айнов.
Действительно у современных индейцев существует явные физические отличия. Но по иному не может и быть, если помнить о четырех волнах заселения Северной Америки. Последнюю волну в 8-3 тыс. лет назад уже составляли алеуты и эскимосы. Отсюда и существенное отличие между алгонкинами, о которых говорит д-р Стэнфорд, и атапасками.
Атапаски - это более поздний приток крови, который несет более монголоидные черты. Что касается протоалгонкинов, то они долгое время были отрезаны ледниками и являются смешением двух переселенческих волн.
Если посмотреть на вопрос заселения просторов Северной Америки с точки зрения лингвистики, то по мнению ведущего ученого в данном вопросе М. Свадеша первыми были представители языковых макро-семейств: макро-кечуа и макро-майя. В языковую семью макро-майя входят почти все языки Мексики, Гватемалы и большой язык науа (т.е. шошонская группа). Границы данных языковых групп уходят далеко в степи США. Можно предположить, что расселение этих двух языковых макрогрупп является центром возникновения земледелия.
Но вернемся к интервью д-ра Стэнфорда и к возможности заселения Северной Америки через Атлантический океан. Даже если первобытный человек через Атлантику достиг побережья, что мало вероятно, существенного влияния на формирование генофонда он оказать не мог. И тем более, как пишет д-р Стэнфорд, быть отодвинутыми на юг протоалгонкинами и чьи следы надо искать в Южной Америке.
Давайте включим свое воображение. Целая армада, а меньше никак нельзя, в определенном месте, в определенное время собирается вместе и храбро устремляется через Атлантику, и вот наконец земля. Они на многие тысячелетия (!) поселяются вместе, ибо без этого не обойтись, и в какую-то минуту приходят протоалгонкины, и первопоселенцы опять же всей армадой устремляются на юг. А теперь вдумайтесь, когда это происходит - 18 тыс. лет назад. При сопоставлении с историей Древнего Мира, то до зарождения цивилизации в Египте осталось каких-то 10-15 тыс. лет... На первый взгляд, какая ерунда...
Почему я настаиваю на словах иначе никак нельзя? Попробуйте пипеткой капнуть каплю краски в стакан воды. Никакого изменения, и даже если десять капель подряд капнуть. А вот если сразу влить ложку, то тут эффект заметен. Вот также дело обстоит и с генофондом. В качестве примера можно отметить, что ни недоказанные римские и египетские поселения, как исход семи колен Израилевых, ни исторически доказанные поселения викингов, просуществовавшие больше столетия, не оставили существенного следа в культуре индейцев и в их генофонде.
В своей беседе д-р Стэнфорд проводит параллель между заселением Австралии и Северной Америки, но как-то не очень заботится о сказанном. Не вспоминает ни о географии, ни о климате того времени. Главное высказать мысль.
Климат Индийского океана даже в наши дни существенно отличается от Северной Атлантики. И что существенно, в эпоху Висконсийского оледенения материк Австралия был намного больше и составлял единое целое с Тасманией, Новой Гвинеей и теперешними близлежащими островами; острова Суматра и Калимантан были полуостровами Азиатского материка; Япония и Сахалин были полуостровами, а Охотское море являлось частью суши. Выводы о ледниках и участках суши ученые делают по остаткам морен, по океанским террасам и шельфам.
Рис. 1. Карта мира (для увеличения рисунка нажать на рисунок)
Обратимся к карте (рис. 1). Оставшееся расстояние и тысячи островов между Австралией и Азией являются прекрасным мостом между материками.
Посмотрим как представил нам Атлантику того времени д-р Стэнфорд. Может это опечатка или ошибка переводчика, но расстояние от Ирландии до побережья Северной Америки отнюдь не 2,5 км. Даже от ближайшего острова Американского материка Гренландии до ближайшего острова Европы Исландии по прямой более 250 км. Даже если первобытный человек каким-то образом по тогдашним островам добрался до Исландии, то Исландии тогда не было, как не было и Гренландии. Все это пространство было сковано ледниками. А южнее, даже при самом большом понижение Мирового океана, островов также не было. Самое большое понижение океана составляло 150 метров, а глубины Атлантики намного больше и строго берегут свои тайны, при этом у берегов Аляски в море остатки торфа находят на глубине 100-120 метров. Европу обнимает глубокая Западно-Европейская котловина, а подступы к берегам Северной Америки берегут Нью-Фаундленская и Лабрадорская котловины. Неплохо упомянуть, что остров Куба, самый близкий из крупных островов к Северной Америке, был заселен всего 8-5 тыс. лет назад и, на первый взгляд, как бы неверным путем. От Флориды до Кубы вроде рукой подать, однако человек сначала добрался до Южной Америки, а уже потом по цепочке Антильских островов добрался до Кубы.
Отдельного внимания заслуживает и вопрос о кожаных лодках, за которые ратует д-р Стэнфорд. В своем примитивном виде они встречаются повсюду и в Европе, и в Азии, но служат они для вынужденных плаваний и переправ через реки, озера и мелкие проливы. Своего расцвета кожаные ложки достигли на стыке двух континентов - Азии и Америки. Можно конечно возразить: а как же экспедиция к Северной Америке на кожаных лодках от берегов Ирландии, как повторения похода Св. Бернара. Да, данный факт остается открытым. Но надо помнить, что это был уже XI век н.э. и это был единичный случай, как-то, что кожаные лодки тогда уже имели более "профессиональный" уровень. Знаменитая экспедиция Тура Хейердала на лодке "Ра" к берегам Америки, доказывает возможность подобного путешествия, но почему-то никто больше не хочет повторить этот подвиг. Значение работ Т. Хейердала велико и в тоже время лишний раз доказывает единичность и случайность посещения Северной Америки по данному маршруту "миграции". Контакты, по всей видимости, были всегда как со стороны Атлантики, так и со стороны Тихого океана. Но было это уже намного позже, начиная с первого тысячелетия до н.э. и до времен Колумба.
Потому основное заселение все-таки шло через Беренгию - через обширный участок суши, а не мостик, как это принято описывать в научно-популярной литерату-ре. Беренгия - это участок суши, охватывающий со стороны Азии: Новосибирские острова, часть Чукотки, Камчатку с прилегающим Охотским морем; с Американской стороны: часть Аляски и прилегающие обмелевшие области (см. рис. 1)
Сейчас сложно объяснить почему данный участок суши был мало затронут ледником и дело возможно не столько в климате того времени, сколько в активности так называемого Тихоокеанского кольца - цепи вулканов с обоих сторон океана.
Ландшафт Беренгии представлял собой низменную лесотундру, где человек просто жил. В основном занимался рыболовством, собирательством, позднее охотой на крупную дичь. Охотнее всего человек селился по берегам рек и морским литоралям. До сих пор археологи ориентируются о местах жительства человека по так называемым "раковинным кучам". Для живущего там человека это была его страна, ибо он не знал другой, никуда не стремился и не был вынужденным переселенцем, как утверждает д-р Стэнфорд. Когда истощались источники пищи, человек шел дальше, осваивая новые пространства. Временные потепления, таяние ледников открывали новые перспективы и человек продвигался вперед не думая, что он открывает новый континент. И нельзя не отметить факт, что 10-12 тыс. лет назад судя по археологическим данным, ученые отмечают незначительный отток населения с Аляски в сторону Сибири.
Расселение по самой Америки шло очень медленно. Всякие математические выкладки носят крайне приблизительный характер, но все же скорость заселения составляла около 150 км за столетие. По-видимому, единственным путем продвижения людей с Аляски было Тихоокеанское побережье. Хотя согласно раскопкам существовал путь по разлому ледников по рекам Маккензи, Лиард, Пис и далее с выходом на просторы Саскачевана и Манитобы. Уместно заметить, что именно по этому водоразделу много тысячелетий спустя (800-1000 г.н.э.) начали свой путь на юг предки апачей и навахо.
Движение по океанскому побережью объясняется не только сложившимся хозяйственным укладом, но и доступностью движения. Берег океана, пусть даже самого сурового, всегда щедрее на разного вида продукты: мелкая рыбешка, моллюски, крабы, водоросли. Кроме того, путь на восток, вглубь материка, преграждали Кордильеры, которые для человека того времени были непреодолимы.
Численность людей росла, появлялись новые родовые сообщества, шел новый приток "переселенцев" и человек двигался дальше. Даже обходя или преодолевая на пути препятствия, человек неизменно возвращался к океану или реке. Найдя благоприятные условия, племена порой на десятилетия останавливались на одном месте, а порой обретали здесь свою Родину.
Рис. 2. Народы Северной Америки до европейского завоевания (для увеличения рисунка нажать на рисунок)
Посмотрим что же нам говорит лингвистика. Посмотрите на карту языков Северной Америки (рис. 2). "Начало пути" - р. Фрезер, р. Колумбия, штат Калифорния, далее следуя по маршруту за первобытным человеком - север Мексики, побережье Мексиканского залива. Какое разнообразие языков можно наблюдать! И что самое главное, по оценке лингвистов, трудно подающиеся классификации и отнесенные к так называемым прочим. В этом тоже может кроется загадка миграции первых людей Американского континента.
Спустя тысячелетия человек добрался на юг Мексики, где Кордильеры снижаются и превращаются в плато, и где расположен низкий и сравнительно короткий перешеек Теуантенек. Пройдя через него протоиндейцы подошли к восточному побережью Америки, откуда и началось "новое" освоение земель. Часть людей двигалась дальше на юг, но там их надолго задержали джунгли и болота Панамского перешейка. Возможная перенаселенность дала дополнительный толчок и происходит отток людей на север. Часть по побережью дошла до Флориды, часть пошла дальше до Великих Озер, где по-видимому встретилась с северным потоком людей, дошедшими сюда через юг Канады. Еще одна часть людей осваивала речные долины рек Рио-Гранде, Колорадо, Миссисипи, уходя все дальше вглубь континента. Казалось бы нонсенс - по прямой от Аляски до Великих Озер намного ближе, однако факты вещь бесспорная: в Мексике следы человека появились намного раньше, чем скажем в районе Нью-Йорка.
Два небольших отступления, относящихся к данной теме.
Немного из истории ирокезов. Ирокезы, вернее ирокезоязычные, из большой языковой семьи сиу и все-таки пришлые в район Великих Озер. Это не говорит о том, что это место пустовало пока туда пришли ирокезы и заселили его. В этом районе складывалась своя культура: на юге - культура Адена, на севере - Old Cooper. Это место - стык двух языковых групп: Алгонкинов на севере и Мускогов на юге. Ирокезы вторглись в этот район только приближоно в XI-XIII веках. По легендам самих же ирокезов по пути на север (!) к р. Св. Лаврентия они потеряли племя эри, гуронов и нейтральную нацию. А еще раньше, когда они подошли к реке (?) со своими союзниками (?), противоположный берег был уже занят. Может, это легенда отражает распад сиуязычного конгломерата на средней Миссисипи, как может полностью доказывать пути и волны "заселения" Северной Америки. Кто знает?
Напоследок хочу обратить внимание на пути распространения маиса. Одомашнен он был в Мексике и уже оттуда вместе с человеком двинулся в путь в Южную Америку, как и на север путями, о которых я говорил: по р. Рио-Гранде и Колорадо с предками пуэбло, по р. Миссисипи с предками мускогов, кэддо, сиу и по Атлантическому побережью к Великим Озерам.
Хочу сразу отметить, что все мои выводы носят крайне приблизительный характер. Даже события двухсотлетней давности оценить весьма сложно, а говорить о событиях, которые происходили несколько тысяч лет назад очень затруднительно. Сложно говорить о том, кто были предки алгонкин или сиу, кто первым пришел в тот или иной район Америки. Все это надо рассматривать в комплексе, сравнивая и сопоставляя. Вот к этому я и призываю нашего читателя: думать и делать выводы.

От автора
Я не против романтики в нашем движении, я сам начинал путь в индеанизме с игр и художественных книг, но пора подумать уже и о серьезном.
Не знаю, напечатает ли редакция мою благодарность Осиповой Е.Н. за оказанную помощь. Но она, пожалуй, единственный человек, откликнувшийся на моё объявление в альманахе "Первые американцы" № 8, 2001 г.
Данная версия статьи есть авторским вариантом 2002 г. (без изменений и редакторской правки)

Адрес для связи
Сайт управляется системой uCoz